Сейчас&Потом'12. СУПЕР-СУПЕР ГОРОД

В нынешнем году тема фестиваля «СУПЕР-СУПЕР ГОРОД».

Из 458 присланных заявок в программу фестиваля вошли работы тридцати двух художников из шестнадцати стран.

"Сейчас&Потом’12"  проходил с 24 мая по 10 июня 2012 года в Московском музее современного искусства.

Современный город – это больше, чем просто тесно заселенное скопление архитектурных и инженерных сооружений. Это и мегаполис, поглощающий миллионы жителей,  и подчиненные логике развития промышленности поселения, и городки, где плавно течет время, и никому не нужные отжившие свое места обитания.

По правилам формальной логики двойное утверждение не является отрицанием, а лишь усиливает утверждение. Однако, вопреки логике, является ли двойное утверждение утверждением или отрицанием, зависит от интонации. Интонацию определяет высказывание  художника.

Что он для нас, «Супер-супер город»?

Космополитичный  мегаполис или патриархальная нетронутость небольших городков, хранящих свои традиции?

Естественная среда обитания современного человека или совокупность «мест  всеобщей коммуникации» (аэропорты, метро, огромные супермаркеты), где, по словам Бодрийяра, «люди лишаются своего гражданства, подданства, своей территории»?

Монотонность современного урбанизма или футуристический проект?

Одиночество в толпе или единение разных?

Насыщенная жизнь социума или поэтический городской ландшафт?

Есть ли альтернатива городу?

Супер-супер город - это расцвет или упадок?

 

   Скачать каталог

Победители

 

                                      1 место  - «ВАВИЛОН»

                                                          Александра Митлянская, Россия  (50 тыс.руб.)      

                             

                                    2 место – «ДВОЙНОЙ СОН»

                                                            Юки Хиракава, Япония, «Двойной сон» (30 тыс.руб.)

     

                                       3 место – «ПАРАДОКС МНОЖЕСТВА (ФУТУРОЛОГИЯ)»

                                                           Брит Банкли, Новая Зеландия (20 тыс.руб.)

 

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ

 

   «ДВОЙНОЕ КОДИРОВАНИЕ» Люсия Нимкова, Словакия

  «БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ»  Роман Мокров, Россия

  «ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ ВНИЗ – ЭТО СПУСК» Кристофер Стэдман, Германия

  «ИНФО СЕРФИНГ/МОСКВА 2»  Марина Черникова, Россия

Участники

        КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

            Реджеп Акар, Турция,   «Обратная перемотка», 2011, 4'33"

"Чтобы стать целым, надо быть частью. Настоящее путешествие это возвращение"  Урсула Ле Гуин

 

         Джулиана Алваренга, Бразилия, «Рождение», 2010, 4’43”

Размышления о том, как создаются тела. Беременное тело производит скульптуры из сплава металла.

 

      Брит Банкли,Новая Зеландия, «Парадокс множества (Футурология)»,2012,6’ 02”

«Парадокс множества (футурология)» начинается с «изучения» футуристических строений: оклендской Башни Скай Тауэр, терминалов аэропорта, газового танкера, башни Спейс-Нидл в Сиэтле. Все они при зеркальном отражении приобретают черты фантастического города Будущего или оплота постапокалиптической военной силы будущего. Футуристические «корабли» обладают двойной природой. Они практичны и функциональны, как и положено индустриальным конструкциям, и в то же время, они как будто вышли из снов. 

 

            Орит Адар Бечар, Израиль, «Шлюзы», 2012, 4’ 02”

Камера погружается в миниатюрную  архитектурную модель 3х2 м  модель, генерирующую историческую память вне конкреьного контекста. Камера непрерывно движется в пустоте, порождая ритм и «жизнь». На заднем плане искаженный голос «общественной системы оповещения» постоянно пытается донести какое-то экстренное сообщение.

 

        Эзра Вубе, США, «Амора», 2009,  2’ 27”

Анимация stop action.

 

       Алексей Дмитриев, Россия, «Абстракция?», 2009,  3’ 30”

Неторопливый фильм, рассказывающий об идее абстрактного.

 

       Адити Калкарни, Индия, «Бессонница», 2012, 4’ 27”

Бессонница – сонливое состояние невосприимчивости ко времени и пространству.

 

       Нина Куртела, Германия, «Трансформанс», 2010, 5’00”

«Трансформанс» – видеоработа, запускающая и документирующая перформанс, идущий 100 дней. В течение этого периода Нина Куртела ежедневно присутствовала в качестве свидетеля при строительстве Центра современного танца.

 

     Наталия Магдалена, Бразилия, «Дом», 2012, 4’ 33”

Поэтическая речь в видеоработе «Дом» помогает разрабатывать идею временности. Нарратив представляется, как временная последовательность, в которой целое складывается из фрагментов. Видео играет с понятиями «время - действие – продолжительность - пространство»,  показывает и запечатлевает «причину и следствие».

 

      Александра Митлянская, Россия, «Вавилон», 2010, 5’00”

Строители – мигранты из бывших советских республик строят высотный дом. В каждом проеме–ячейке многоэтажной башни происходит отдельное событие – укладывают кирпичи, пилят, сверлят, размешивают цемент, курят или просто неподвижно сидят ка корточках. Кажется, что эта история началась очень давно и будет продолжаться бесконечно.

 

      Роман Мокров, Россия, «Бесконечная история», 2011, 6’45”

Человеческая жизнь… Что это? Движение по течению или против него? Стремление или пассивное следование? Поиск или безразличное принятие? Что это… каждый день человеческой жизни — это преодоление.

 

      Хоас Себастьян Небе, Германия, «Машинная ярмарка», 2010, 6’49”

Удачный ход – и Небе захватывает  пленника, только чтобы быть королем игры в шахматы. Он призывает к пересмотру наших философских и культурных основ.

 

     Люсия Нимкова, Словакия, «Двойное кодирование», 2010, 5’15”

«Двойное кодирование» - эта работа, составленная из эпизодов запрещенных словацких фильмов, снятых между 1968 и 1989 гг.

 

      Маргарет Рорисон, США, «Дымка над Гованас», 2012, 5’34”

Видео «Дымка над Гованас» было снято за один день в Бруклине, Нью-Йорк. В фильме показан пейзаж канала Гованас, часто ассоциируемый с опустошенностью. Некоторые кадры были сняты на 3-ей авеню Южного Бруклина. Саундтрек состоит из звуков со склада леса в Северном Вермонте, а также звуков ветра, синтезатора, проектора, голоса художницы и отрывков рассказов о Нью-Йорке ее страдающего слабоумием  дедушки.

 

          Наталья Скобеева, Россия/Великобритания, «Мементо мори Москва», 2011, 3'33"

Мементо Мори – арт-проeкт из серии городских зарисовок, посвященных городским пробкам. Проект охватывает семь крупнейших европейских городов в течение семи последовательных лет. 

 

       Сэм Спрекли, Великобритания, «Поверхность  II», 2012, 2’ 06”

«Поверхность II» - это короткометражная работа, основанная на манипуляциях с 8 мм целлулоидной пленкой. Ее разрушение влечет за собой возникновение чего-то нового и прекрасного. С использованием сложного составного звука, я надеюсь, работа приобретает новый смысл, многонаправленность, задействующую несколько каналов восприятия.

 

       Хаим Сокол , Россия, «Свидетель», 2011, 3'50"

Проще говоря, ничего по большому счету не изменилось со времен Освенцима, только в роли евреев сегодня выступают беженцы, нелегальные иммигранты, гастарбайтеры, да и мы все. «Лагерь, глубоко укоренившийся в Городе, - это новый биополитический номос планеты». И в этом смысле Вена мало отличается от Москвы. В такой ситуации я, как художник, должен только свидетельствовать. Именно не сообщать, а свидетельствовать, как непосредственный участник происходящего. К сожалению, мои возможности ограничены и моим личным экзистенциональным опытом, и осознанием того, что я неизбежно принадлежу к «серой зоне», о которой пишет Примо Леви и, ссылаясь на него, Агамбен, зоне в которой палач и жертва меняются местами. И это перевоплощение происходит каждый день, каждую минуту. Житель современного города (особенно Москвы) – это человек-оборотень, который превращается то в бездомную собаку, которую каждый может пнуть в живот сапогом, то во владельца этого сапога.

 

      Кристофер Стэдман, Германия, «Единственный путь вниз – это спуск», 2011, 5’00”

«Единственный путь вниз – это спуск» бросает вызов отчаянию офисной скуки, механистическому ужасу, сексу с незнакомцами, значкам из концлагерей, культурным знакам и символам. Стэдмен дразнит нас сокрытой динамикой того, что происходит за дверями лифта, где незнакомцы вынуждены делить друг с другом ограниченное пространство. Через напряжение и вид многократно открывающихся и закрывающихся дверей лифта, через образ преследования художником невидимого героя вверх и вниз по пустой шахте, провозглашается интерес художника к изоляции, данные образы являют собой мощное напоминание о тривиальности и безликости урбанистической модернизации.

 

       Педро Феррейра, Португалия, «Между двумя точками», 2011, 5’00”

Психоделическая прогулка по городу Порту, отражение жизни города и урбанистического пейзажа, где все пребывает в смятении.

 

       Мария Харитонова , Россия, «Склад», 2011, 6’00”

Это видео – продолжение темы, начатой в предыдущем фильме <<бассейн>> о памяти и опыте коммуникации. За счет методов съемки, я сопоставляю два пространства – с одной стороны внешнее (большие ангары, пустые места для парковки грузовиков) и внутреннее (бесконечные линии стеллажей с коробками, напоминающими по форме сами склады). Действие в фильме переключается с внешнего пространства на внутреннее, а потом уходит в звук, переключая внимание зрителя и меняя визуальную парадигму восприятия на аудиальную.

 

      Юки Хиракава, Япония, «Двойной сон», 2010, 7’00”

«Двойной сон» - проект, разработанный для Триеннале’2010 в Аичи «Искусство и города». Я создаю видеоинсталляцию для конкретного места – канала Накагава в Нагое в Японии. С помощью своей работы я пытаюсь найти «Гений места» этого канала. Стоячая вода, напоминающая лужу, и склад с заколоченным фасадом как проводники «Гения Места», обе эти составляющие привносят особую атмосферу, которую я называю «Сон в закрытом пространстве». Я создал два персонажа для выявления «Гения места» канала.

 

      Оксана Чепелик, Украина, «Коллайдер», 2012, 5’00”

Проект “Коллайдер” работает с такими понятиями как Время, пространство, наука, урбанизм и история. Проект касается событий, которые происходили в различных урбанистических ландшафтах и повлияли на последующее историческое развитие. щество. Если последняя теория верна, Большой Адронный Коллайдер – всемирный наибольший атомный ускоритель – может быть первой машиной способной породить элементарные частицы, путешествующие назад во времени. Время - одно из основных понятий физики и философии, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, - в проекте отражено в видео-проекции, состоящей из 24 видео-фрагментов, которая вращаясь с ускорением в арт коллайдере, активизирует механизм аудио-визуальных скачков, где определенные фрагменты постепенно будут заменены на архивное видео. Для реализации проекта я ищу специфические фрагменты архивных материалов и кинохроник и снимаю панорамные виды с тех же точек напротив Белого Дома в Москве и т. д. 

 

      Марина Черникова, Россия, «Инфо серфинг / Москва 2», 2012, 1’30”

Интенсивное развитие новых технологий делает возможным передвижение и виртуальное существование в нескольких местах одновременно. Нелинеарные процессы ума и памяти позволяют нам быть здесь и там, сейчас и тогда; мы можем быть заняты ежедневными обязанностями, как например, ехать в метро и в тоже время совершать путешествие вокруг света, переживать приключения прошлого года или погрузится в виртуальный мир компьютерных игр.

 

      Никки Шустер, Германия, «Парижские ресайклеры»,  2011, 5’39”

Париж, живописный и многонациональный, ассоциируется с шансоном и уличным искусством. «Парижские ресайклеры» изображает культурные, социальные и урбанистские структуры fabrics--- города с помощью экспериментальной анимации. Зрителя провожают в урбанистические убежища, где обитают маленькие создания. Они скомпонованы с помощью цифровых технологий из собранного мусора и типичных местных продуктов. Звуки, производимые этими созданиями, взаимодействуют с общей звуковой картиной Парижа.

 

ВНЕКОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

  Татьяна Ахметгалиева, Михаэла Мухина, Россия-Германия,  «Аппарат усталости»,  2010, 3’ 11” 

Тело - как механизм: постоянное ускорение, движение, отчуждение и непрерывное напряжение. Мы всегда стремимся к идеалу и признанию, достигая пределов своих возможностей. Человек-фабрика не прекращая работы ни на час, принужден двигаться все дальше и дальше. 

 

     Виктория Илюшкина, Майя Попова, Россия, «Сугроб», 2010,  3’ 45”

Невозможность любви. Современная снегурочка грязного мегаполиса, зовущая несуществующего Леля.

 

     Адам Кософф, Великобритания, «Московский дневник»,  2010,  46’00”

Фильм «Московский дневник» основан на дневнике Вальтера Беньямина. В нем рассказывается о попытках Беньямина сблизиться с любимой женщиной,  о дискуссиях на политические темы того времени. Снятый по следам путешествия Беньямина на камеру мобильного телефона, «Московский дневник» - это погружение в как в общественную, так и в частную жизнь раннего Советского общества, а кроме того, комментарий к современной российской действительности.

 

 

     Войцех Олейник, Сара Джэйн Горлиц, Канада, «Замкнутое пространство», 2009,  2’ 28”

Во время художественного процесса мы много ходим, много разговариваем, обсуждаем наши проекты, забываем, о чем именно говорили, отвлекаемся… и снова оказываемся как дома – для нас шаг извне – это шаг к диалогу. Участник дискуссии не просто слушатель, но путешественник, делающий попытку шагнуть в дремучий лес, потом выйти из него, и дальше все время: то сделать шаг вперед, то шагнуть назад. Шаг между тем, что доступно и недоступно, понятно и непонятно – суть этого двуканального видео, представляющего два синхронизованных пространства крошечных библиотек (выстроивших из книг самих себя). Камера движется произвольно сквозь эти два пространства, зритель наблюдает за изменяющимся видом словно путник, делающий решительный шаг. Это вызов к исследованию неопределенности через устранение персональной.

 

     Ноэми Сьоберг, Испания, «Индия», 2009,  2’ 30”

Работа «Индия» приглашает разделить память прожитой реальности, путешествия в другую страну, Это огромный склад мгновений, разрозненных фрагментов. Путешествие в Индию глазами незнакомца. Волна впечатлений, направленная на исследование разума и его относительность по отношению к реальности, исходящая из обусловленности существования. Множество кадров меньше чем за одну секунду: лица, традиции, города, пейзажи… Всевозможные звуки – от самых примитивных до священных. Тысячи историй из города… Ощущениене реальности происходящего. 

 

     Бенджамин Р. Тэйлор, Канада, «Лас-Вегас. Луга»,  2011,  32’22”

Совершая путешествие по Лас-Вегасу и всеохватывающей пустыне, работа «Лас-Вегас. Луга» исследует душу города, реальную и нереальную.

 

     Лусия Феррейра Литовченко, Уругвай, «Я красивая?», 2009, 4’ 21”

Пластмассовые женские фигуры – превосходные копии людей, которые их создают.  Запертые в стеклянных клетках, смотрящие на город, который в свою очередь смотрит на них. Порабощенные объекты, представляющие порабощающий идеал. Объекты желания и фрустрации. Индустриальные обломки, ищущие внимания мира. Мир дает им жизнь, до тех пор, пока они не оказываются замененными следующими моделями. Стоп моушен видео.

 

     Марина Фоменко, Россия, «Депо», 2012, 5’00”

Мы наблюдаем архитектурные трансформации  старого здания, теряющего свою индивидуальность при взаимодействии с повседневностью. Неумолимое проникновение нынешней жизни в  плоть памятника архитектуры пробуждает к жизни убедительный в своей абсурдности объект. Круговое паровозное депо Николаевской железной дороги, построенное в Москве в середине XIX века, претерпело за годы своего существования множество изменений. Из депо оно превратилось в «Воронью слободку» с магазинчиками, ресторанами, складами, автомастерской и непременной свалкой. А теперь оно и вовсе опустело, и скоро, возможно, исчезнет.

Жюри

    

  1. Дарья Камышникова, Россия - куратор, руководитель Школы современного искусства «Свободные мастерские»
  2. Карина Караева, Россия -  куратор, арт-критик, начальник отдела кино и видеоарта Государственного центра современного искусства
  3. Малгожата Соболевска, Польша – куратор, руководитель выставочного отдела Музея современного искусства Вроцлава.
  4. Ольга Шишко, Россия -  директор "МедиаАртЛаб", арт-директор МедиаФорума Московского международного кинофестиваля
  5. Сергей Шутов, Россия  – художник, директор Института Технологии искусства, художника фильма "Асса"

 

 

 

 

Как был организован показ фестиваля.

Зрители имели возможность посмотреть non-stop  двухчасовую конкурсную программу на большом экране. Каждый день показывались новые видеоинсталляции «Видео сейчас». Семь тематических сборников фестивальных работ были плотно сгруппированы в «стену видео». У зрителей был выбор  между динамикой и спокойной  созерцательностью, мелодичной пластикой и мельканием кадров на пределе восприятия, поэтичностью и исследованием состояния человека, соучастием  и отстраненным взглядом наблюдателя.

Сборник «Горожане/Urbanites» посвящен обитателям городов. Человек в городе всегда фокусирует на себе взгляд художника. Мы видим многомиллионный город как изматывающее мелькание лиц у Ноэми Сьоберг («Индия»), череду нашедших свой путь  в «Бесконечной истории» Романа Мокрова, жителей городов 70-х в цитатах из старых фильмов в «Двойном кодировании» Люсии Нимковой.  Здесь есть втянутые в информационные водовороты москвичи у Марины Черниковой («Инфо серфинг/Москва 2») и строители – мигранты из бывших советских республик в вечно строящемся «Вавилоне» Александры Митлянской.

 В коллекции «Движение/Drive» мы видим мегаполис как динамичный конгломерат, стремительный поток, затягивающий нас в свой организованный хаос нескончаемого движения, у Педро Феррейра («Между двумя точками»), Оксаны Чепелик («Коллайдер»), Хоаса Себастьяна Небе («Машинная ярмарка»).

Жизнь за закрытыми дверями показывает коллекция «Внутри/Indoors». Посещая городские здания, мы попадаем в стерильный безжизненный «Склад» Марии Харитоновой и бесконечное  «Замкнутое пространство» библиотеки Войцеха Олейника и Сары Джейн Горлиц. С мыслью о клаустрофобии неизбежного заточения мы смотрим на лифты Кристофера Стэдмана, принимая как аксиому, что «Единственный путь вниз – это спуск». В мрачном чреве подвала мы переживаем отголоски происходящих снаружи катастроф («Шлюзы»   Орита Адара Бечара). Проникновение в шедевры живописи происходит у Алексея Дмитриева («Абстрактное?»).

Наука превращения всего во все постигается в  коллекции «Трансфигурация/Transfiguration». Зрители наблюдают архитектурные трансформации «Депо» Марины Фоменко: неумолимое проникновение нынешней жизни в  плоть памятника архитектуры пробуждает к жизни убедительный в своей абсурдности объект. Прообраз города будущего, прекрасный и угрожающий, парит над землей, возникая из привычного настоящего в  «Парадоксе множества (футурология)» Брита Банкли.  Мутирующие «Парижские ресайклеры» Никки Шустера  создаются из отходов большого города.  

В сборнике «Вокруг/Around» происходит разное. Другой в городе, тот, кто живет рядом,  смотрит на нас в работе Хаима Сокола «Свидетель». Еще есть механический ритм движения-жизни у Татьяны Ахметгалиевой и Михаэлы Мухиной («Аппарат усталости»), причудливое поведение городских жителей  в перформансе Виктории Илюшкиной и Майи Поповой («Сугроб») и женщина сквозь призму модных витрин ( «Я красивая?» Лусии Феррейра Литовченко). Внедрение с коврами в повседневную уличную жизнь осуществляет Наталья Скобеева  («Мементо мори Москва»).

Коллекция «Сны/Dreams». Взгляд внутрь себя, прикосновение к поэзии мы видим  в работе Джулианы Алваренги («Рождение»).  Юки Хиракава («Двойной сон») в поисках «Гения места» канала  канала Накагава в Нагое погружает нас в атмосферу сна и мечты---. Адити Калкарни исследует призрачное состояние между сном и явью («Бессонница»). Как будто из страны сновидений, навстречу нам летит танец в туннеле («Обратная перемотка» Реджепа Акара).

«Москва - Лас Вегас/ Moscow – Las Vegas» - это безлюдный «Лас Вегас» Бенджамина Р. Тэйлора. И воспоминание об истории любви Вальтера Беньямина, о которой он писал в «Московском дневнике». По московским маршрутам знаменитого философа прошел Адам Кософф и снял все, что увидел, на камеру мобильного телефона.

В инсталляции из пяти мини-проекций  «Окошки/Windows» - текучая анимация волшебного города «Амора» Эзры Вубе, 100-дневный перформанс – присутствие в здании строящегося Центра современного танца Нины Куртелы («Трансформанс»). Мы могли заглянуть в «Дом» Наталии Магдалены, который в отсутствии обитателей живет жизнью населяющих его вещей, или в прошлое, иллюзию которого создала  Маргарет Рорисон («Дымка над Гованас»), а также увидеть эксперименты Сэма Спрэкли с видеоматериалом («Поверхность II). 

 


Видео

Галерея

Сейчас&Потом. Международный фестиваль видеоарта в Москве
Директор/куратор Марина Фоменко. Все права защищены

Яндекс.Метрика